Перейти к содержанию
  • записи
    2
  • комментария
    43
  • просмотров
    15798

Стиль, стиль, стиль! ("Хранитель" by Мота)


Dormiens

1683 просмотра

Сегодня мне хотелось бы поговорить о стиле вообще и о некоторых частностях ниже.

Стиль - это одиозное слово, знакомое посетителям библиотеки. Им принято затыкать дыры в восторженных рецензиях, оправдывать свои ошибки в свежих главах и поминать всуе, натягивая на лицо очень умную гримасу.

Т.о., определимся с терминами. Я использую это понятие в одном-единственном (из почти тысячи) значений:

Стиль – важная синтезирующая характеристика единства содержания и формы литературного произведения.

Если точнее, то это весь набор выразительно-изобразительных средств произведения (от звуковой оболочки слов до строя предложений), который используется автором. Это своего рода лицо автора, то, что видят все, читающие - в нашем случае - фанфик. Вот главной бедой как раз и является то, что он чаще всего - как бумажка, налепленная на лоб в игре "Я персонаж": стиль, как правило, виден всем, кроме автора.

Даже не имея специального образования, очень легко рассмотреть такую бумажку на чужом лбу.

Недавно в чате состоялось обсуждение занятного разбора, который можно обнаружить по адресу . Пересказывать живые реакции участников дебатов нет смысла, но мне показалась интересной одна мысль: мол, авторским стилем можно отбиться от любых критических замечаний. Как оказалось, у редакторов и издателей есть совершенно замечательный критерий:

Общая оценка языка и стиля с учетом специфики произведения и видо-типологических характеристик издания отражает степень соответствия формы произведения его содержанию.

Жарков И.A.

Технология редакционно-издательского дела

- Или, если переводить в нашу тему: "Зачем здесь эти все слова?" Итак, сегодняшнее блюдо, собственно:

Об обилии букв, слов и прочего.

4a52c90f82ad.jpg

Автор записи не является поклонником литературного минимализма,

относится к старине Хэму с уважением, но не более. Все нижеприведенные

операции над художественным текстом выполнены в лабораторных условиях

с согласия автора. Используйте приведенную методику дома на свой страх и риск.

В нижеследующей записи напрочь отсутствуют попытки косплея "папки"

или ultima thule - зато наличествует сугубо научный интерес.

Внимание! Автор записи всерьез уверен, что фанфик - это художественная литература.

Хранитель by Мота,

Глава 1. Встреча.

Чтобы не возникло вопросов, сразу скажу, что я учел: во-первых, герой ведет речь от первого лица, что диктует очень страшное требование: речь должна отражать характер. Во-вторых, герой велеречив и склонен к самосозерцанию. В-третьих, он часто обращается к воображаемому читателю, а значит, повествование остается спокойным: это, по сути, рассказ не "online", а о уже пережитом.

Вот с этих позиций, помолясь, начнем.

Шли первые дни последнего месяца лета. Ненавистный своей жарой август выпек последние мои извилины, которые могли бы хоть как-то ещё соображать. Возможно, я слишком утрирую, но если вы взглянете на меня со стороны сейчас, то увидите лишь непонятную массу, лежащую на диване. Где-то рядом примостился мой любимый вентилятор, который уже давно работает только на первом уровне скорости, что ему не даёт никаких бонусов в охлаждении моей и так перегретой полностью башки. Да, литературными словами я сейчас бросаться не намерен, ибо мне и так плохо без вашего потакания моей грамотности.

Первое предложение замечательно. Чувствуете? "Дни" - "месяца", "первые" - "последнего". Легонький такой игривый контраст. Правда, красиво. Со вторым предложением все хуже. Во-первых, почему совершенный вид глагола "выпек", если речь идет о первых днях? Может, "выпекал"? Во-вторых, сомнителен сам строй предложения:

Пункт "А": что еще за "ненавистный своей жарой"? Акцент явно на жаре. Вот и выдвигаем ее в позицию подлежащего: "Ненавистная августовская жара выпекала..."

Пункт "Б". Все, что после запятой, и так уже существенно слабее гиперболы "выпек извилины", и даже если автору хочется уж прямо подчеркнуть, мол, и так было немного сображающих извилин, вполне достаточно слова "последние". Итак, что мы имеем?

Ненавистная августовская жара выпекала мои последние извилины.

Едем далее. В третьем предложении выбрасываем на мороз избыточное слово "слишком" (утрировать нельзя недостаточно), а также слова "со стороны" (читатель ведь и так смотрит со стороны, верно?). Слово "лежащую", увы, девать некуда: на диване удобно сидеть в жару, не только валяться.

Получаем:

Возможно, я утрирую, но если вы взглянете на меня сейчас, то увидите лишь непонятную массу, лежащую на диване.

В следующем предложении жира больше, аппарат для липосакции уже не справляется. Во-первых, если рассказчик уже обратился к читателю, то слово "где-то" лишнее (читатель видит картинку, досточно слова "рядом"). Чуть подрезаем до уровня разговорной речи конструкцию "на первом уровне скорости" -> "на первой скорости". Дальше хуже: не ясно, зачем нужно такой жирнющий оборот после запятой. Слово "бонусы", как мы выясним дальше, далеко не такое праздное: герой у нас, кхм, задрот. Неплохо подчеркивает род занятий. Однако, если порыться в геймерском лексиконе, конструкцию почти наверняка можно сделать емче и ярче, избавившись от накопления запятых. Здесь никакого однозначного варианта нет, просто рискну предложить: "...впечатляющий дебафф к охлаждению...".

"Полностью перегретой" - это, как вы понимаете, тоже никуда не годится. Слова "и так" никакого смыла не несут.

Получаем:

Рядом примостился мой любимый вентилятор, который уже давно работает только на первой скорости: впечатляющий дебафф к охлаждению моей перегретой башки.

Последнее предложение абзаца не очень понятно по сути. Вроде бы ни единого неграмотного слова сказано (помыслено) не было. Возможно, его следует отнести к следующему абзацу? Сосредоточиться на целом ворохе неустроенностей в жизни героя? Без этого предложение избыточно: ни к диалогу с воображаемым читателем ничего не добавляет, ни к характеру героя.

Пока что в сухом остатке у нас имеется следующее:

Шли первые дни последнего месяца лета. Ненавистная августовская жара выпекала мои последние извилины. Возможно, я утрирую, но если вы взглянете на меня сейчас, то увидите лишь непонятную массу, лежащую на диване. Рядом примостился мой любимый вентилятор, который уже давно работает только на первой скорости: впечатляющий дебафф к охлаждению моей перегретой башки.

Далее я хотел бы немного сбавить темп и просто остановиться на наиболее частых стилистических погрешностях в этом фанфике.

А) Злоупотребление наречиями и связанными с ними конструкциями.

- Лениво посмотрел на электронные часы (лениво можно поднять голову, чтобы куда-то посмотреть).

- Удостоверившись, что я плотно закрыл входную дверь (неплотно - это если прикрыл, если закрыл, то и так понятно)

- Комнату соседа пробежал в наиболее быстром темпе (просто "как можно быстрее")

- Ведь невозможно просто пройти и проигнорировать ("пройти и проигнорировать" передают идентичный смысл с теми же акцентами).

Б) Злоупотребление вставными словами и оборотами.

- Итак, я уже на первом этаже

(или это новый абзац, или слово лишнее)

- Возможно, это некоторое возбуждение, скажете вы.

(или это прямая речь, или лишнее слово: диалог с читателем и так "возможен")

- с очень приятной внешностью, каштановыми волосами средней длины, безумно милым характером и, безусловно, с отличным чувством стиля

(почему?)

Остается еще немало корявостей, которые ликвидируются или массивным чтением или массивным же писанием (банальность, да, но иначе согласование слов и чувство фразы не прививается).

В остальном проблемы читабельности диктуются не стилем, а тем, что герой сосредоточен на каждой мелочи в своем характере, на каждой мысли. Такие скачки раздражают, а описанные детально - раздражают в квадрате. Впрочем, это уже говорит читатель, а не стилист.

Прошу продолжать в обсуждении :rei_biggrin:

32 Комментария


Рекомендуемые комментарии



Очень грамотный разбор. Таких щей да побольше лей. На мой взгляд, таких вот доскональных разборов многим и не хватает.

Вообще, написание от первого лица сопряжено с кучей абсурдных мелочей - таких, которые на уровне подсознания. По себе сужу, конечно. Зачастую, когда пишешь "от третьего лица", то держишь дистанцию и видишь больше, допускаешь меньше таких досадных оплошностей. А от первого лица легко съехать в чистую разговорную речь. Причём временами тут не столько вопрос начитанности или, кхм, написанности, а силы воли.

Не уверен, нафига я это написал) Но суть такова: надо уметь держать себя в руках. Этому сам и учусь)

Очень надеюсь на продолжение банкета и на новые разборы полётов. Учиться можно и на чужих ошибках, ага) Чтобы не быть свиньёй, выдвину свою кандидатуру на выбивание безграмотности.

Ссылка на комментарий

По уже написанному:

Шли первые дни последнего месяца лета. Ненавистная августовская жара выпекала мои последние извилины. Возможно, я утрирую, но если вы взглянете на меня сейчас, то увидите лишь непонятную массу, лежащую на диване. Рядом примостился мой любимый вентилятор, который уже давно работает только на первой скорости: впечатляющий дебафф к охлаждению моей перегретой башки.

Зачем слово "мои" решительно не понятно. В квартире вроде никого нет, ну а извилины читателя выпиливает явно не августовская жара.

Но пойдем дальше.

А причин на то множество. Вам с какой начать? С моей маленькой двухкомнатной лачуги, которая разместилась на четвёртом этаже шестиэтажного здания? Хочу отметить, что сам дом уже повидал свои прекраснейшие виды и всей своей пёстрой внешностью умоляет домовладельца провести хотя бы какой-нибудь ремонт. Впрочем, здание здесь не одиноко: того же требуют почти все жители. Я не зря сказал слово «почти». В эту маленькую погрешность входит ваш покорный слуга, которому, откровенно говоря, безразлично происходящее за пределами его жизненного пространства. Потолок, вроде, не течёт, а значит, жизнь пока удалась.

Поскольку последнее предложение первого абзаца там было не в тему, то логично, что оно должно появиться тут. Но и в первоначальном размере:

Да, литературными словами я сейчас бросаться не намерен, ибо мне и так плохо без вашего потакания моей грамотности.

Поскольку герой разбросал слишком много лит. слов, а ведь ему плохо.

Мне было плохо. И тому имелось много причин. С какой начать?

Идем дальше.

С моей маленькой двухкомнатной лачуги, которая разместилась на четвёртом этаже шестиэтажного здания?

Понятно что мы говорим о его квартиры, а не квартире тети Люси. И понятно, что квартирка размещена в здании.

С маленькой двухкомнатной лачуги, на четвёртом этаже шестиэтажного здания?

Как раз получается "Вопрос-ответ".

Хочу отметить, что сам дом уже повидал свои прекраснейшие виды и всей своей пёстрой внешностью умоляет домовладельца провести хотя бы какой-нибудь ремонт. Впрочем, здание здесь не одиноко: того же требуют почти все жители. Я не зря сказал слово «почти».
Тут довольно хорошо на мой взгляд.

Но вот тут:

В эту маленькую погрешность входит ваш покорный слуга, которому, откровенно говоря, безразлично происходящее за пределами его жизненного пространства.
"Почти" и "В эту маленькую погрешность" согласует ну с долей фантазии. Куда красивее было бы обыграть это "Почти".

"откровенно говоря" - куда уж откровенней, учитывая что герой и так беседует с нами один на один.

"безразлично происходящее за пределами его жизненного пространства" - весьма изыскано и придает шарму.

В это "почти" входит ваш покорный слуга, которому безразлично происходящее за пределами его жизненного пространства.
Потолок, вроде, не течёт, а значит, жизнь пока удалась.
Удалась - все же это прошедшее время. А "пока" настоящего. Можно написать "на данный момент". Но это не слишком изящно. Проще взять "Все в порядке".
Потолок, вроде, не течёт, значит, все в порядке.

И так в сухом остатке:

Мне было плохо. И тому имелось много причин. С какой начать? С маленькой двухкомнатной лачуги, на четвёртом этаже шестиэтажного здания? Хочу отметить, что сам дом уже повидал свои прекраснейшие виды и всей своей пёстрой внешностью умоляет домовладельца провести хотя бы какой-нибудь ремонт. Впрочем, здание здесь не одиноко: того же требуют почти все жители. Я не зря сказал слово «почти». В это "почти" входит ваш покорный слуга, которому безразлично происходящее за пределами его жизненного пространства. Потолок, вроде, не течёт, значит, все в порядке.
Ссылка на комментарий

Вьет, мерси. Раз пошла такая пьянка, то когда дойдут руки, я могу анонсировать разбор твоего "На следующий день".

Агри, сэр, входите, пожалуйста. В клубе культурной критики пополнение, весьма рад.

Ссылка на комментарий
Очень грамотный разбор. Таких щей да побольше лей. На мой взгляд, таких вот доскональных разборов многим и не хватает.

+1. Очень полезно, обязательно пригодится начинающим творцам. Возьму на заметку и буду отслеживать всякие записи подобного рода ибо сам чрезмерно грешу подобным.

Ссылка на комментарий

Осталось всё это дело применить на практике и посмотреть, что из этого выйдет -)

И у меня такое ощущение, что стоит всё с нуля переписать, если дальше продолжать Хранителя. Но в таком случае, зная себя, я могу с каждым новым абзацем носиться как угорелый расспрашивая у народа " правильно ли я усвоил здесь урок?" xD

Ссылка на комментарий

Мота, просто пиши. Переделай все что считаешь нужным и так, как считаешь нужным. Заморачиваться правильностью чрезмерно это тоже вредно. Отредачь уже неписанное и продолжай. Или хотя бы пиши новые главы с учётом замечаний. Удобочитаемость оттачивается постепенно. Главное не останавливаться.

Ссылка на комментарий

Или просто писать новое, но в лучшем качестве. Как вариант. Учитывая замечания, редактируя самого себя, убирая ненужности. Я вот стараюсь делать именно так. Опубликованные вещи пусть будут в таком виде, в каком есть, а над новыми будем работать тщательнее, пытаясь уменьшить т.наз. "раш" и приводя всё в удобочитаемый вид. Плюс потуги сделать результат интересным.

Ссылка на комментарий

PTERIX_UA

ну, для меня сейчас главное текст писать в таком виде, чтобы редактору было ещё хоть как-то возможно обработать текст, а не как сейчас: без фейспалма не взглянуть xD

При этом в любом случае придётся переписывать 5-7 главы, которые пока у меня так и пылятся на харде, ну и в личке у Дорма.

А писать новое... как-нибудь потом, может быть.

Ссылка на комментарий

Давайте не будем торопиться с выводами. Мота, не нужно выверять у публики каждый абзац. Это явно лишнее. Чем больше выносится на суд общественности из "секретов поэтического творчества", тем меньше времени на собственно творчество.

Капеллан

81dbd428ecf6.jpg

Да, я тоже вспомнил. Но, там, кажется, речь шла об изменениях в сюжете? Впрочем, я могу ошибаться.

Ссылка на комментарий

Dormiens, я в первую очередь имел ввиду, что все правки, которые я буду делать для меня как д/з воспринимается и это д/з кто-то да должен проверить. Мол усвоил урок или окончательно безнадёжен xD

Ссылка на комментарий
Вьет, мерси. Раз пошла такая пьянка, то когда дойдут руки, я могу анонсировать разбор твоего "На следующий день".

На здоровье) Буду только спасибо сказать))

Иначе будешь потом как Вьетнам по 150 раз переписывать огромный текст. Или просто забьешь.

Но-но! Попрошу без выражений!) 2 раза - не 150.

И таки удобочитаемость оттачивается постепенно. Сходу ничего не бывает. Только у гениев. Важно до конца доводить и не бросать. У моих переделок ноги не отсюда растут.

Ссылка на комментарий

Гениальностью конечно можно многое объяснить, но все же надо смотреть на текст со стороны и понимать, что его будет читать какая-то ЦА. И ты пишешь для это ЦА, чтобы ей доставило. Конечно важно, чтобы тебе достовляло, но все же. Автору хорошо - ему понятен замысел, ему приятно растекаться. А вот читателю порой тяжело под тяжестью текста увидеть то, что могло бы его заинтересовать.

Ссылка на комментарий

>> В клубе культурной критики пополнение, весьма рад.

А бескультурная критика приветствуется?

Мне вот к примеру жутко кусок не понравился

Хочу отметить, что сам дом уже повидал свои прекраснейшие виды и всей своей пёстрой внешностью умоляет домовладельца провести хотя бы какой-нибудь ремонт. Впрочем, здание здесь не одиноко: того же требуют почти все жители. Я не зря сказал слово «почти».

Ну местоимения это понятно, "повидал прекраснейшие виды" - это выморозило, кривое сравнение желания здания и жильцов лол тоже

Вообще короткие рубленые предложения с максимумом экспрессии необычайно винрарны :О а-ля

Жара. В ***ду эту грёбаную жару! И долбаную лачугу мою двухкомнатную тоже в ***ду.

Количество информации на байт текста зашкаливает

Ссылка на комментарий

А бескультурной критики, майн фройнд, у нас навалом и так :)

>>Вообще короткие рубленые предложения с максимумом экспрессии необычайно винрарны :О

Согласен. Extreme advertisement - это ж вообще победа. Но если серьезно, то я там выше по тексту написал, что просто чикать слова - это не наш подход. В твоем варианте совсем другой герой, это не персонаж Моты, а я как раз пытался сохранить.

Ссылка на комментарий

Безусловно моншер Дорьм, это сугубо примера ради

Просто именно что внутренний диалог почти всегда лишён витиеватости обормотов, так что такими шлакоблоками от первого лица не попишешь, или заставишь вспомнить Станиславского

Extreme advertisement - это даже специальное название штиля имеется?

Ссылка на комментарий

Это не сугубый внутренний монолог, Фабл, в том-то и соль. Мота именно что вещает на публику, рассказывая как кул стори, так и добавляя от себя якобы иронии и апелляций к читателю. Манера такая забавная, да. Но и ее Моте пилить и пилить еще.

>>специальное название штиля имеется?

Это я вспомнил вот такую штуковину, прочитав твою редакцию первого абзаца:

http://lurkmore.to/Extreme_Advertising

Ссылка на комментарий

Разбор по ссылке ниасилил, дошел почти до половины. Там в нескольких случаях обрезали чисто для того, чтобы обрезать. В лучшем случае, без пользы для текста. Но творение Моты - другое дело, оно так и напрашивалось.)

Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...